Администрация МО "Сельсовет Арчибский"
Администрация МО "Сельсовет Арчибский"

История

История

Арчиб и арчинцы

Хатар, твои воды питает небесная влага!

 Понятно и ясно – откуда  арчинцев отвага.

Там солнце растопит снега, словно нежный хрусталь,

Там души блаженными станут и крепки, как сталь.

           Село Арчиб расположено на юго-востоке Чародинского района Дагестана, в верховьях реки Хатар, на высоте 1992 м. над уровнем моря.  Центр  муниципального образования Арчибский сельсовет в составе Чародинского района,  которое   также включает сёла Алчуниб, Хилих, Хитаб, Кесериб, Кубатль.  Арчинцы являются коренными жителями Дагестана. Подтверждением  этому служат данные языка, антропологии и этнографии. Арчинцы имели и имеют коренные связи с кавказским, и не только,  миром.    Жители высокогорного селения Арчиб говорят на собственном, только им понятном  языке – арчинском. Арчинский язык не обладает государственным статусом и не имеет собственной письменности.  Отнесён  к исчезающим языкам. На арчинском языке не ведется преподавание в школе; на уроках родного языка преподается аварский язык. В результате,  большинство взрослых арчинцев свободно владеет тремя языками: арчинским, аварским и русским.  Между тем, с точки зрения языка, арчинцы представляют собой весьма, своеобразный этнос. Арчинский язык отделился от своих ближайших родственников 3-4 тысячи лет назад и, в течение продолжительного периода, приобрел много черт, отличающих его структуру от генетически близких языков.

         Из-за того, что нет письменности на родном арчинском языке, арчинцы писали стихи, рассказы на аварском, арабском и др. языках. Например, «Рочиса ГIабдулмутIалибил назму» («Песня Абдулмуталиба из Арчи», на аварском языке), изданная М. Магомедхановым, а также многочисленные поэтические сочинения религиозно-назидательного характера на аварском языке, большая часть которых принадлежит известному шейху Маммадибиру-ар-Рочи. В рукописном фонде известный специалист по обычному праву Дагестана, Шамхалдибир Исаев, обнаружил стихи Хазахилава – известнейшего учёного и астронома своего времени религиозно-назидательного характера («Бакараб цIаялъ гIурму кунеб буго», дословный перевод – «Зажжённый огонь пожирает жизнь»).

              Для арчинца  считается позором незнание своего языка, поэтому и в семьях, переехавших на равнину считается обязательным общение на родном языке. 

          Нет сомнений, что территория, занимаемая ныне арчинцами, заселена с давних пор. Исследователями установлено, что ещё в период каменного века здесь обитал человек.  Территория арчинцев была обширной. Предания и легенды свидетельствуют, что некоторые отдельные участки земель, ныне принадлежащие шалибцам, дусрахцам и даже  Цурибской администрации, принадлежали арчинцам.  На территории арчинцев находится часть Чародинского государственного охотничьего заказника - здесь водится дагестанский тур, дикая коза, серна, волк, лиса, заяц, кавказский улар (горная индейка), каменная куропатка. Река Хатар богата Ручьевой пятнистой форелью. Природные условия местности, пригодные для жизни, суровый климат, прекрасные субальпийские луга, богатые кормовыми травами и  сенокосы, довольно отлогие земельные участки, чистые горные ручьи и реки  - всё это и другое привлекло внимание человека и поэтому арчинцы всегда жили в достатке на этой благодатной земле.

             До первой трети XX в. имели одно селение – Хеьреь, в котором по прежним адатам разрешалось жить только три летних месяца в году. Остальное время они жили на хуторах («духхурум») с капитальными хозяйственными постройками и жилищами. Вокруг «духхурум»   располагались зимовья для овец «малъи».            Позднее люди стали жить в своих сёлах постоянно. Нет  доскональных сведений о том, кто основал Арчиб.  Самое большое селение Хилих, по преданию, основал человек, по имени Алибег. Ему понравилось это место, и поставил фундамент первому дому.   Арчиб, со слов старожилов, подвергался сожжению трижды.  Так, во время Кавказской войны, войсками  генерал-адъютанта Аргутинского, селение было сожжено дотла.  В связи с тем, что наблюдались частые набеги со стороны врагов, и  земля в Арчибе всегда ценилась, дома строились исключительно на скалах. Дома строили  трёхэтажными. На первом этаже был хлев для крупного рогатого скота. На втором этаже – овчарня.  И на третьем этаже – жилые комнаты, а также могли быть помещения для сена и соломы.  В Арчибе мало пригодной для пахоты земли.

             Основными сельскохозяйственными орудиями арчинцев были деревянный плуг (рало) с железным лемехом, серпы, молотильные доски, деревянные лопаты, со 2-й пол. XIX в. также косы. Сеяли главным образом яровые: ячмень, полбу и пшеницу. Огородно-бахчевые культуры не выращивали, чеснок и лук покупали в Кумухе или у заезжих мелких торговцев из аварских и лакских селений.  Кроме земледелия и скотоводства,  у арчинцев были и  подсобные занятия: охота на туров и пчеловодство (основной тип ульев - плетеные каркасы, обмазанные глиной).

        Из домашних промыслов и ремесел были развиты: шерстяное ткачество (грубые сукна для одежды, толстые ткани на плотной основе и с начесом для подстилок «батIи»,  использовавшиеся и как одеяла); изготовление паласов с орнаментом в виде цветных полос, сохранилось до настоящего времени, резьба по дереву (орудия труда, утварь, посуда).

         Всю зиму женщины  занимались работами, связанными с обработкой шерсти.  В качестве приданого, обязательно должны были давать невесте  паласы, мешки из шерсти,   и другие изделия.

         Из традиционных искусств развита художественная резьба по дереву главным образом трехгранно-выемчатая, наиболее распространены солярные мотивы, а также геометрические, реже растительные узоры. Ею украшали деревянные сундуки, лари, люльки, кружки, мерки, поставцы, ложки, вилки и др. утварь и посуда.  Экономически арчинцы до недавнего времени были ориентированы на кумухский рынок, который находится  примерно в 30-ти км. от Арчиба. Накануне базарного дня они отправлялись через горный перевал в лакские села Бурши или Хулисма,  и оставались там на ночлег. В этих селах, как и в самом Кумухе, каждая арчинская семья имеет «отцовских» кунаков.

          На следующий день, оправив свои торговые дела, они возвращались обратно. Торговали баранами,  крупным рогатым скотом, овечьей брынзой, топленым маслом, овчинными тулупами, паласами, шерстью. Все это имело хороший спрос. Покупали, в основном, соль, сахар, керосин, мужскую одежду, мужские сапоги, женские серебряные украшения, ткани, ковры и др.

             Одежда арчинцев, особенно женская, имеет некоторые отличительные черты, выражающиеся в деталях покроя, цветовых предпочтениях, форме ношения. Мужская одежда состояла из туникообразной рубахи, штанов с широким шагом за счет клиньев  бешмета, черкески, овчинной (иногда и каракулевой) папахи, свободного покроя овчинной шубы - накидки с ложными рукавами («ра1гьуь») и без рукавов («парттукъ»), бурки, рабочей обуви из цельного куска сыромятной кожи, без голенищ («къесур»), войлочных («ахъидан») и мягких кожаных сапог («масхIатту»).

         Форма женщин-арчинок была отличной от других женщин. Арчинки носили платье-рубаху, которую подпоясывали дважды цветным матерчатым кушаком и завязывали спереди узлом, длинные и широкие штаны. Некоторые имели праздничные платья в талию («бузма»). Носили кожаную и войлочную обувь, головной убор «чухту» (мешочек для косы) покрывало. Костюм дополняли украшения  (серебряные, медные, латунные) - ожерелья, серьги, браслеты, кольца, подвески к «чухту», нагрудные украшения, пряжки к поясам и др. Специфична несимметричная, покрытая монетами нашивка, украшавшая головной убор. В настоящее время традиционных элементов костюма у мужчин сохраняются овчинные шубы-накидки и папахи, у женщин - «чухту», головное покрывало, длинные прямые штаны и пояса яркой расцветки.

             Кухня, в которой преобладают мучные и мясомолочные блюда, не отличается особым разнообразием, однако, по  вкусовым качествам  пища арчинцев (особенно овечья брынза и вяленая колбаса) превосходна. Из мучных изделий для повседневного питания пекут пресный, а для проведения обрядов (свадьба, похороны, раздача милостыни - «садакъа») - заквашенный хлеб. Готовят также различные пироги с мясной или творожной начинкой,  лепешки из кукурузной муки с парным молоком.  Для беременных женщин, рожениц, истощенных больных и престарелых из солода и толокна пекут лепешки или варят кашу. Еще лет 15 назад на ручной  мельнице мололи пшеницу или кукурузу и из полученной крупы готовили кашу «хъулурхъус».

         Самое распространенное блюдо - хинкал, который едят с мясом, сыром, сметаной, кислым молоком с чесночной приправой; широко бытовали также пельмени («курзе») и пироги с начинкой (с мясом, с внутренним бараньим жиром и ливерной начинкой, творогом, яйцами, молозивом, с крапивой).

          Другой вид хинкала - более напоминает суп, чем хинкал. Для приготовления в кипящее молоко добавляют мелкие куски пресного теста и раскрошенный творог. Блюдо заправляют чесноком и растопленным старым курдюком или бараньим жиром.

           Готовят также различные мясные и постные супы, которые непременно заправляют курдюком или старым вяленым бараньим жиром.

 В качестве специй широко применяются тмин, чабрец, перец. Из молочных продуктов употребляются парное и кипяченое молоко, брынза, простокваша, обрат, сыворотка, кефир.    Мясные блюда готовились летом и осенью в основном из свежего мяса, а в остальное время года из сушеного (вяленого). Употребление мяса и блюд, состоящих исключительно из мяса, особенно свежего (как, например, типа жаркого), «шашлык» - было делом далеко не повседневным. Это можно было позволить летом (в сезон свадеб) и осенью (во время забоя скота на мясо для сушения, в том числе в виде разделанных туш колбас, курдюков и т. д.). Мясо птицы считалось деликатесом, из-за дефицита зерновых кормов птицеводством здесь специально не занимались.

Из десертных продуктов употребляется урбеч из семян льна, абрикосовых косточек, халва из муки, масла и сахар или из семян конопли, абрикосовых косточек, орехов. В последние годы стали готовить из завозных фруктов компоты и варенья.    

      По традиции все существенные для арчинцев решения принимаются в Арчибе. Здесь же находится и единственное кладбище арчинцев, что очередной раз доказывает сплочённость и дружелюбие маленького арчинского народа. На этом же кладбище  находится  могила Шейха Маммадибира-ар-Рочи ( 1778 -1878 г.г.),  зиярат, который отреставрирован  и открыт для посещения.  Погребальные и поминальные обряды совершаются в строгом соответствии с предписаниями шариата. В особенностях соблюдения траура, в приготовлении поминальной еды и др. отражаются следы домусульманских верований.

         В общественной жизни арчинцев значительную роль играла сельская община. При избрании ее органов управления придерживались принципа представительства отдельных тухумов. Сельское управление возглавлял старшина - бегаул избранный сельским сходом. В состав управления джамаат выбирал также сельских судей из уважаемых и сведущих в вопросах шариата стариков, помощников старшины - чаушей, обсуждал кандидатуру кадия селения (судьи). В ведении джамаата находились также распределение пастбищ между малыми семьями, сенокосных участков, расклада повинностей, ремонт и возведение общественных зданий, благоустройство дорог, мостов, кладбищ, вопросы отношений с соседями и др.

        Есть свидетельства того, что арчинцы в своей истории  подвергались влиянию язычества и христианства.  Приблизительно в  Х веке арчинцы приняли ислам, сегодня арчинцы – мусульмане сунниты.

          Для традиционного семейного быта характерны подчинение младших старшим, неравное положение женщины, выполнявшей большую часть трудоемких работ (уход за крупным рогатым скотом, заготовка кормов, уборка урожая, переноска тяжестей, обработка шерсти, шитье и др.). Современная семья - малая, чаще двухпоколенная, в ней поддерживаются традиции уважения стариков, трудовой взаимопомощи, родственной солидарности (при устройстве свадеб, похорон и др. важных дел). В прошлом предпочитались родственные браки, заключавшиеся по воле родителей.

            Желание породниться с той или иной семьей тщательно обдумывалось, а после принятия на сей счет решения день за днем устанавливались добрые межсемейные отношения. Свадьбе предшествовал сговор и религиозное оформление.

        Многие обряды и обычаи арчинцев связаны с хозяйственным циклом. На 15-й день лета (5 июля) отмечали праздник отгона  овец на летние пастбища, сопровождавшийся спортивными состязаниями, борьбой, поднятием тяжестей, совместной трапезой (главное блюдо - свежеприготовленный овечий сыр). Осенью, в конце октября, устраивали праздник, связанный с улучшением пород скота. Дети ходили по домам с песнями, в которых желали увеличения поголовья овец, их веса и т. п. Весной праздновали день выхода плуга, или первой борозды, во время которого для всех жителей устраивали угощения, спортивные игры. Организатор праздника выбирался по жребию из числа удачливых в хозяйственных делах людей.

       Зрелищно, с разжиганием костров, арчинцами отмечался и праздник весеннего равноденствия. В случаях засухи проводился обряд вызывания дождя, который состоял в ритуальном шествии по селу толпы с ряженым с ног до головы в траву мужчине или женщине».

        Арчинцы отличаются гостеприимностью, народный характер основывается на таких общедагестанских нравственных ценностях, как «ях1», «намус», на понятиях «бимушур» («настоящий мужчина»), «билъоннол» («настоящая женщина»), которые служат каноном благородства, мудрости, ума, чести, совести.

         В 1930 г.  жизнь арчинцев изменилась, из-за создания колхоза. Многие арчинцы  работали не покладая рук. Одним из организаторов колхозного дела был Шахмар Магомедов, депутат  Верховного Совета Дагестана 1-го созыва от Чародинского района.  Арчинцы внесли свой вклад и во время Великой Отечественной войны. На войну ушло 82 человека, из них вернулось лишь 33 воина.

        Из числа арчинцев вышло немало ученых. К сожалению, о многих из них дошли лишь сведения; это Казакилав (XVIII в.) – астроном (его считают основоположником астрономической школы в Дагестане), математик, врач, автор ряда книг и поэтических касыд на арабском языке; Магомедхан, который  занимал видную должность при Шамиле; сын Магомедхана - Мугеддин, автор трактата об истинных и ложных последователях тариката; Мамма-Дибир-ар-Рочи, универсальный ученый, муршид накшубандийского тариката, получивший на то право лично от Джамалутдина Казикумухского.

Мамма-Дибир–ар-Рочи был другом имама Шамиля. Хотя он был старше Шамиля на 9 лет, он советовался и слушался  его. Когда провинился близкий родственник шейха Мамма-Дибира, он сам пешком пошёл к имаму Шамилю за советом, как наказать своего родственника, хотя сам как имам села мог принять решение. Имам Шамиль сказал ему, что нужно поступать по шариату, а также сказал, что мы не должны делать исключения, дабы не потерять свой авторитет. По возвращении в Арчиб, родственник шейха  был убит киданием камешек. Шейх Мамма-дибир хранил тайну о себе. Самый совершенный из всех халифов Джамалудина Казикумухского.

         Среди ученых того времени - Магомед Магомедханов (кон. XIX - нач. XX в.), депутат Казикумухского окружного суда, знаток арабского, персидского, турецкого, русского и нескольких дагестанских языков, помогавший лингвисту и этнологу A.M. Дирру при его исследованиях арчинского и агульского языка.

        В 1950-1990-е годы последователями традиционной системы образования являлись Садрудин из Алчуниба, Танга-Хаджи и Гарун-Магомед (автор более 50 рукописей по богословию и перевода Корана на аварский язык) из Арчиба и другие.

       В 1935 г. в  Арчибе открыли школу.  Первыми учителями арчинцами были Гарунов Муса,  Маммаев Бадрудин, Садиков Ибнугаджар, Самедова Патимат и др. В советское время сформировалась своя интеллегенция: учёные, учителя, врачи, экономисты, работники культуры и др. Хорошо знали в республике и за ее пределами российского общественного и религиозного деятеля, ректора Института теологии и международных отношений  им. Мамма-Дибира–ар-Рочи , доктора философских и кандидата экономических наук, академика МАИ, вице-президента СКУЦИОН одного из руководителей Всероссийской мусульманской организации «Hyp» Максуда Садикова.  Его кандидатура уже рассматривалась для назначения на одно из руководящих мест в республике, однако он трагически погиб в 2011 году. Большим уважением в республике пользовался заслуженный врач Дагестана, заведующий ревматологическим отделением Республиканской клинической больницы Гамзат Джаватханов. Также уважают ведущего хирург Республиканской онкологической больницы Омарбега Омарова; хирурга Махачкалинской 1-й горбольницы Нургаджи Саидовича,  главного врача Кочубейской больницы Магомеда Давудовича. Среди кавказоведов хорошо известно имя видного ученого-языковеда, доктора филологических наук, заведующего кафедрой русского языка Даггосуниверситета Джалила Самедова. Также заслуженным признанием не только в России, но и за ее пределами пользуется доктор исторических наук, заведующий отделом этнографии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Магомедхан Магомедханов.

      В 1960 г. впервые в селение приехала машина. В 1972 г.  в Арчибе наконец-то загорелась лампочка.

     В наши дни арчинцы  живут в весьма благоприятных условиях. На Арчиб и арчинский язык стали уделять больше внимания как дагестанские, так и российские ученые. Однако, молодёжь уезжает из села, в связи с отсутствием рабочих мест. Надеемся,  что нам удастся быть достойными своих предков.

 Гьан заман бахъ1ашав, даннак квашушав

Ик1ма Арша хо1р и, эхнат1у вит ч1ат,

Ваттиш нен ч1у1гьдиб и, ч1агу нен ийкун,

Вахур  ххараттут бикъв некъвит эттат1у.

 

 Сверила  гьал сонал, ина г1асраби

Инаро рек1елъа рижараб росу

Щиб заман щваниги, кир ниж кканиги,

Куч1дузулъ ах1ила х1асратаб дур ц1ар!

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике